• uk
Адвокатская компания
«Слинько и партнёры»

«Никчемки» в налоговой практике: излюбленный аргумент чиновников ГФС

«Никчемки» в налоговой практике: излюбленный аргумент чиновников ГФС

Работа проверяющих органов нередко сводится к поиску проблемных моментов в деятельности предприятия или предпринимателя, однако далеко не всегда инспектора ограничиваются реальными нарушениями. В том случае, когда вопрос наполнения бюджета ставится особенно остро, чиновники фискальной службы зачастую обращаются к своим «домашним заготовкам» – правовым позициям, основывающимся на «белых пятнках» в отечественном законодательстве.

Так, одним из распространённых факторов, которые из года в год освещаются инспекторами в актах проверок, остаются так называемые «никчемки» – сделки, которые по мнению проверяющих носят характер фиктивных. Логика чиновников при этом выглядит следующим образом. Если компания закупила товар и/или услуги у контрагента, который в свою очередь имел коммерческие отношения с субъектом, признанным налоговой проверкой «проблемным», то вся цепочка операций признаётся безтоварной и, следовательно, фиктивной. Налоговый кредит по такой сделке признаётся сформированным безосновательно, а налоговые обязательства увеличиваются (конечно же, вместе с финансовыми санкциями). В зависимости от сумм доначислений, в некоторых случаях также начинается уголовное производство в отношении должностных лиц предприятия.

Такую практику трудно признать обоснованной в связи со следующим.

Во-первых, Европейским судом по правам человека было неоднократно установлено, что в хозяйственных правоотношениях субъект не может нести ответственность за действия третьих лиц, на которых он не имеет какого-либо влияния. Так, компания не может претерпевать негативные последствия исключительно на том основании, что её контрагент закупил товар или услугу у организации, которая каким-либо образом нарушила налоговое законодательство, а руководитель компании не знал и не мог знать о таких обстоятельствах в момент заключения сделки.

Во-вторых, выводы органов ГФС относительно фиктивности сделки зачастую не имеют под собой прочих оснований, кроме как данных налоговых сверок и/или баз данных фискальной службы. С учётом того, что установка юридических фактов относится к компетенции судов и никак не налоговой службы, такие действия явно выходят за рамки полномочий проверяющих.

  Кассовые аппараты (РРО) при выездной торговле с автомобиля: кому, как и когда их можно применять?

В-третьих, налоговики, при обосновании своей позиции, часто ссылаются на сведенья, которые являются внутренней служебной информацией ГФС. Эти доказательства не могут являться надлежащими и допустимыми так как у третьих лиц нет доступа к таким данным и они не имеют реальной возможности оспорить или требовать удаления недостоверных сведений (несмотря на все декларативные положения Закона Украины «Об информации»).

Таким образом, если Вашего дела коснулась ситуация, в которой налоговые инспектора пытаются безосновательно вменить предприятию участие в «бестоварных» отношениях, необходимо без промедления обращаться за профессиональной помощью и защитой своих прав в судебном порядке.

  • Компания «Слинько и партнёры» – компания полного юридического сервиса для сферы бизнеса и должностных лиц.
  • Наша Компания объединяет специалистов с опытом более 25 лет, включая опыт работы в правоохранительных и контролирующих органах. Мы всегда достоверно прогнозируем действия правоохранительных и контролирующих органов, что позволяет минимизировать риски и найти наиболее эффективные пути защиты интересов клиента.
  • Мы гарантируем высокое качество предоставляемых услуг.
  • Мы обеспечиваем обратную связь сразу после Вашего обращения и в кратчайшие сроки рекомендуем стратегию по Вашему делу или вопросу.
  • У нас справедливые цены, которые соответствуют качеству предоставляемых услуг.