Сегодня во взаимоотношениях между субъектами предпринимательства в Украине довольно распространены сделки с предоставлением товарного кредита или отсрочки платежа. В подобных случаях сначала продавец передаёт покупателю продукцию, а тот оплачивает её через некий промежуток времени полностью или частями. Такой формат сотрудничества разрешён нормами Гражданского кодекса Украины, чем многие предприниматели и пользуются. В большинстве случаев взаиморасчёты осуществляются в безналичной форме, и учёт таких операций не составляет особого труда. Сложности начинаются тогда, когда необходимо регулярно проводить раздробленную оплату через кассовый аппарат. В том, как правильно оформлять такие операции, чтобы избежать финансовых санкций или других проблем, и будем разбираться далее.
Формирование квалифицированной налоговой консультации подразумевает работу с самыми авторитетными источниками – законами, постановлениями и другими официальными нормативными актами. В данном случае будем опираться на:
статьи 694, 1057 и 1087 Гражданского кодекса Украины;
Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте (утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины №637 от 15.12.2004г.);
Закон Украины «Об использовании регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»;
сведения из базы данных Государственной фискальной службы Украины;
статью 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях;
статьи 14, 52, 53 Налогового кодекса Украины.
Гражданский кодекс Украины, как мы уже упоминали ранее, позволяет субъектам хозяйствования совершать сделки, подразумевающие оплату за товар в формате товарного кредита и отсрочки платежа. Причём оплата за товар может осуществляться как полностью, так и частями. При ведении расчётов в наличной форме следует придерживаться ограничений, установленных Нацбанком для таких операций в пределах одного дня.
Субъекты хозяйствования, занимающиеся деятельностью в сферах общественного питания, розничной торговли, услуг, а также при проведении операций по приёму наличности для дальнейшего её перевода обязаны использовать регистраторы расчётных операций (РРО). Закон предписывает РРО зарегистрировать, опломбировать, перевести в фискальный режим работы и лишь после этого использовать по назначению. Также необходимо предварительно запрограммировать наименования, цены товаров и их количество.
В том случае, когда субьекты хозяйствования сталкиваются с необходимостью проводить оплату за товары в формате отсрочки платежа по частям, у них возникает проблема с тем, как правильно проводить такие операции через РРО. Согласно Закону Украины «Об использовании регистраторов расчётных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», продавец обязан проводить через кассовый аппарат всю сумму оплаты за товар полностью. Также он должен выдать покупателю расчётный документ на всю сумму покупки. То есть, оформлять оплату частями не предусмотрено. В то же время остатки физических средств в кассе и по итоговому отчёту РРО за день должны совпадать. Это означает, что провести частичную оплату за товар как полную продавец также не имеет права.
Более того, нарушение требования о соответствии сумм, проведённых по кассе и фактически принятых от покупателя, влечёт за собой финансовую ответственность. А выявление таких фактов более чем реально во время обычной проверки. Таким образом, налицо правовая коллизия, когда закон с одной стороны разрешает принимать оплату за товар частями, а с другой – запрещает проводить такие расчёты, если они осуществляются в наличной форме и должны проводится через РРО. В Базе налоговых знаний опубликована позиция ГФСУ относительно проведения частичной оплаты за товары по РРО. В соответствии с ней, оформление таких операций разрешается с использованием предварительного программирования РРО по операции «погашение кредита».
В то же время необходимо понимать, что изложенная позиция ГФСУ не является полноценной налоговой консультацией. При этом законодатель не предусматривает порядка частичной оплаты за товар через РРО. Это говорит о том, что оформление расчётных операций в соответствии с данной позицией не избавит от ответственности, если во время проверки будет выявлено нарушение законодательства. Работники ГФСУ могут принять разьяснение во внимание, а могут и проигнорировать. Разумеется, всегда есть шанс отстоять свою позицию в суде, особенно если Ваши интересы будет представлять профессиональный адвокат. Однако всегда менее затратно и хлопотно избегать ситуаций, чреватых возникновением проблем.
Избежать ответственности, к которой предприятие могут привлечь налоговые органы, как ни странно могут помочь сами налоговики. Субъект хозяйствования, который в силу особенностей своей деятельности постоянно сталкивается с проведением операций по приёму частичной оплаты за товар через РРО, должен получить индивидуальную налоговую консультацию.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины, налоговая консультация – это персональная помощь налогоплательщику в части практического применения законодательных норм со стороны ГФСУ. Субъект хозяйствования, который проводит те или иные операции в соответствии с рекомендациями из персональной налоговой консультации не может быть привлечён за это к ответственности. Для получения подробной и конкретной налоговой консультации от ГФСУ по части налогообложения предприятий необходимо отправить запрос с исчерпывающим описанием спорной ситуации и всех сопутствующих обстоятельств.