Государственная фискальная служба предоставила очередную индивидуальную налоговую консультацию, в которой ответила на целый ряд вопросов об особенностях проведения встречных сверок между контрагентами.
Напоминаем, что в пункте 1 Порядка, утверждённого постановлением КМУ №1232 от 27.12.2010г., содержится трактовка самого значения.
Это понятие довольно широкое. Оно охватывает процесс сопоставления данных, получаемых от плательщиков налогов и сборов, а также от других участников, принимающих участие в информационных отношениях. Сопоставление данных даёт возможность получения целостной картины хозяйственных отношений, то есть подтверждение определяющих характеристик: объёма, вида и качества проведения расчётов и операций, которые совершались между контрагентами. Основная же цель проведения встречной сверки – документальное подтверждение реального осуществления хозяйственных операций с плательщиками налогов и сборов.
Таким образом, возможность подтверждения и детали осуществления хозяйственных операций и расчётов определяются с помощью метода сопоставления соответствующих данных. Что также даёт возможность установить и другие факты: является ли субъект хозяйствования, с которым проводится сверка, производителем/импортёром товаров (работ/услуг), или же указанный товар (работы/услуги) был приобретён у другого субъекта хозяйственных отношений.
Налоговики уточнили спорный момент законодательства об отказе налогоплательщика от предоставления документального подтверждения по цепи приобретения при проведении встречной сверки. Они отметили, что субъект хозяйствования, на соответствующий запрос органов контроля, имеет право не предоставлять пакет документов, которые являются подтверждением по цепи приобретения поставленного товара (выполненных работ, оказанных услуг). Такой отказ не относится к нарушению действующих норм НКУ.
Этот документ был утверждён соответствующим приказом ГФС от 17 июля 2015 года №511. Он носит исключительно рекомендательный характер, а его функциональным назначением является структуризация и полнота отражения вышеуказанных вопросов.
Контролёры отмечают: справка о проведении встречной сверки контрагента – поставщика может свидетельствовать о документальном подтверждении хозяйственных операций, проведённых с плательщиком налогов и сборов, виде, качестве и объёме операций и расчётов, которые были осуществлены между ними.
При этом должны быть соблюдены следующие требования:
1. Встречная сверка должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства Украины;
2. Данные справки, полученной в результате проведения встречной сверки, должны полностью соответствовать фактическим обстоятельствам оформления хозяйственных операций.
В то же время наличие справки не является исключительным, а только одним из доказательств целого ряда фактических данных, подтверждающих реальность осуществления хозяйственных операций. Наличие или отсутствие факта реальности хозяйственных операций устанавливается работниками контролирующих органов путём проведения комплексного исследования. Используются также другие доказательства и налоговая информация, полученные в рамках законодательства.
Об этом и другом говорится в ИНК от 22.02.2019 г. №713/6/99-99-14-03-03-15/ИНК.