По данным Миндоходов, во время совещания, 13 февраля 2014 года Александр Клименко поручил работникам следственных и оперативных подразделений усилить борьбу с конверт-центрами. Как отметил министр: «Мероприятия по ликвидации конвертационных центров должны быть на постоянном контроле оперативных и следственных подразделений Миндоходов». По словам министра, сегодня постоянно появляются новые, более сложные схемы финансовых преступлений, поэтому нужно не просто разрушать их, но и применять комплекс мер по их предупреждению. Вместе с тем борьба с финансовыми преступлениями должна быть усилена за счёт аналитики и IТ-технологий.
Однако, возникают вопросы: достаточно ли «силовых» мер для искоренения конвертационных центров с экономической сферы и снижается ли уровень теневой экономики в результате таких мероприятий.
Такие вопросы возникают в связи с уже достаточно длительной борьбой следственных и оперативных подразделений с конвертационными центрами, которую руководители указанных подразделений всё время пытаются усилить и активизировать. Вместе с тем, конвертационные центры продолжают выполнять свои функции и причины их существования вовсе не в бездействии правоохранительных органов. Основная причина – в имеющемся спросе на услуги по переводу безналичных средств в наличные и минимизации налоговых обязательств. В большинстве случаев конвертационные центры служат инструментом искусственного формирования налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и валовых расходов по налогу на прибыль предприятий.
Основной вред от действий конвертационных центров – это суммы налогов, неуплаченные субъектами хозяйствования, и вывод средств в теневой сектор экономики.
Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к ряду неблагоприятных для экономической жизни последствиям, в частности: к росту налогообложения доходов законопослушных налогоплательщиков, побуждая их, в свою очередь, к сокрытию доходов от налогообложения. Происходит рост числа нелегально занятого населения и соответственно – вытеснение с рабочих мест легальных работников; уменьшается общий объём официального производства, вызывая снижение налоговых поступлений.
Полностью искоренить теневую экономику нельзя, но необходимо снизить её до приемлемого и существенно ощутимого для экономики страны уровня. Обоснованным параметром в стратегии уменьшения влияния теневой экономики является её удельный вес, что не превышает 10% ВВП. Практика эффективного функционирования рыночной экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности.
Сокращение теневой экономики к десятипроцентному уровню должно быть поставлено как стратегическая задача. Этого уровня государство должно достичь путём резкого сокращения коррупции, взяточничества госаппарата и теневых операций. Необходимо принятие радикальных мер и для легализации значительной части неофициальной экономики.
Основная цель заключается в создании необходимых условий и факторов, при которых теневая экономическая деятельность была бы невыгодна, что обеспечило бы добросовестную уплату налогов.
Не менее важными направлениями являются: реформирование государственного аппарата, проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных управленческих структур, правоохранительных органов, координации их деятельности, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью.
Приоритетным направлением нового курса в экономической политике должна стать программа интеграции теневого капитала с легальным, суть которого заключается в поощрении отечественного товаропроизводителя. Очевидно, это сможет стать значительной помощью предпринимателям, укрепит их положение в обществе.
Интеграция продуктивно-производственной части теневой экономики в легальную и оптимальный уровень налоговой нагрузки для свободного предпринимательства, возможно, положительно отразится на всём обществе.