Обеспечение устойчивого экономического роста в Украине невозможно без повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Важным условием повышения уровня бизнес-активности и эффективности хозяйственной деятельности является совершенная система налогообложения.
Конституцией Украины установлено, что налоги должны платить все в размерах и на условиях, определенных законом. Одним из условий соблюдения законности начисления и уплаты налогов является гарантирование государством защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов налогоплательщиков.
5 февраля 2014 года вступил в силу Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения органами доходов и сборов.
Указанным порядком определена процедура обжалования налогоплательщиками налоговых уведомлений-решений или иных решений органов доходов и сборов при административном обжаловании.
Порядок предусматривает двухуровневую систему обжалования. Жалоба подается в орган доходов и сборов высшего уровня в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком решения органа доходов и сборов, которое обжалуется. В случае, если орган доходов и сборов принимает решение о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения о результатах рассмотрения жалобы, с жалобой в орган доходов и сборов высшего уровня.
Если согласно Налоговому кодексу Украины орган доходов и сборов самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование такого решения в течение тридцати календарных дней, следующих за днем поступления такого решения.
Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в органы доходов и сборов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов. Жалобы на решения органов доходов и сборов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен подаются в Министерство доходов и сборов Украины. Решение Министерства доходов и сборов Украины, принятое по рассмотрению жалобы налогоплательщика, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
При административном обжаловании следует помнить, что в случае, если почта не может вручить налогоплательщику решения по результатам рассмотрения жалобы из-за отсутствия по местонахождению должностных лиц, их отказ принять решение по результатам рассмотрения жалобы, ненахождения фактического местоположения (местонахождения) налогоплательщика или по другим причинам, решение по результатам рассмотрения жалобы считается врученным налогоплательщику в день, указанный почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.
Учитывая указанное, несвоевременное получение решения по результатам рассмотрения первичной жалобы может иметь последствием истечение установленного порядком срока и потерю возможности обжалования решения в органе доходов и сборов высшего уровня.
Итак, рекомендуем после подачи жалобы внимательно следить за поступлением почтовых отправлений в адрес налогоплательщика.