Подошёл к концу месячный срок, после которого вступает в силу Постановление КМУ от 21 февраля 2018 года №117. Напомним, что этим документом утверждаются сразу 3 новых Порядка по вопросам остановки регистрации в ЕРНН (Едином реестре налоговых накладных) налоговых накладных и соответствующих расчётов корректировки к ним.
В каждом из этих документов установлены новые правила, которыми теперь регламентируется блокировка регистрации как налоговых накладных так и расчётов корректировки к ним.
В одной из публикаций мы сделали общий обзор этих нововведений. Теперь стоит подробнее остановиться на том, кем и по какой процедуре принимается окончательное решение о регистрации НН/РК или отказе в таковой.
В прошлой публикации мы выяснили, что налоговые накладные с момента подачи и до самой регистрации могут проходить 2 условных этапа:
В Порядке остановки регистрации НН и РК обозначены критерии, которые определяют: подлежит ли конкретная НН/РК мониторингу или нет. Если нет – после такой проверки она должна быть зарегистрирована. Если да – в отношении неё проводится мониторинг.
По результатам мониторинга возможны 2 решения в отношении НН/РК: регистрация или её остановка (блокировка). Основания для блокировки НН/РК прописаны в Порядке остановки регистрации налоговых накладных и соответствующих расчётов корректировок к ним в ЕРНН.
После остановки регистрации контролирующий орган на протяжении 1-го операционного дня в автоматическом режиме отправляет плательщику налоговую квитанцию об остановке регистрации НН/РК. Эта квитанция является официальным подтверждением, что электронный документ (налоговая накладная или расчёт корректировки) заблокирован, регистрация остановлена.
В тоже время квитанция должна содержать предложение предоставить объяснения и копии документов, адресованное плательщику. На основании предоставленных данных, контролирующий орган принимает решение о разблокировке электронного документа (налоговой накладной или расчёта корректировки) или же отказе в регистрации.
Объяснения в письменной форме и копии документов, поданные плательщиком, будут рассмотрены комиссиями контролирующих органов. На их заседаниях принимается окончательное решение о «судьбе» заблокированной НН или РК.
Именно с этими новосозданными структурами плательщику придётся иметь дело. Рассмотрим подробнее порядок их формирования, а также состав и полномочия участников.
Эти вопросы регулируются Порядком работы комиссий, которые принимают решения о регистрации налоговой накладной/расчёта корректировки в ЕРНН или отказе в регистрации (далее – Порядок работы комиссий).
Для полноты понимания всего процесса необходимо разобрать организацию деятельности указанных комиссий.
Комиссии создаются на региональном и центральном уровне. К первой категории принадлежат комиссии на базе главных управлений фискальной службы в областях и г. Киеве, а также Офиса крупных плательщиков ГФС. Комиссия центрального уровня создаётся на базе Государственной фискальной службы.
Этими же органами утверждается председатель и состав комиссий.
Состав, на региональном уровне, формируется из должностных лиц работающих в штате:
На центральном уровне – должностных лиц ГФС.
Каждая комиссия состоит из:
Членам комиссий дано право:
Членам комиссий предусмотрены обязанности:
Компетенция председателя, секретаря комиссии прописана в п.11 и 13 Порядка работы комиссий. Пункт 12 регламентирует кадровые вопросы: порядок и основания исполнения обязанностей председателя в различных ситуациях.
Вопросы о регистрации заблокированных НН или РК рассматриваются исключительно на заседании комиссии. Его можно считать правомочным при условии присутствия не менее двух третей от состава комиссии. Заседания проводятся каждый рабочий день. А при наличии документов к рассмотрению – дважды в день.
Комиссия проверяет копии документов, предоставленные плательщиком, относительно их достоверности. Информация, указанная в этих документах, сверяется с данными из других источников: государственные реестры, другие документы.
Решение о регистрации электронного документа (налоговой накладной или расчёта корректировки) или отказе в ней принимается большинством голосов членов комиссии по результату открытого голосования. Если равное количество голосов – решающий голос за председателем. Заседание фиксируется в протоколе. Принятое решение вносится в отдельный Реестр остановленных НН/РК (далее – Реестр):
Разблокировка налоговых накладных и их автоматическая регистрация происходит, если:
Напомним, что негативное решение комиссии можно обжаловать в административном (жалоба подаётся в ГФС в течение 10 дней календарных от момента, когда решение комиссии вступило в силу) и судебном порядке (административный иск).
Помощь в разблокировке налоговой накладной может оказать адвокат. Такой адвокат должен владеть знаниями сфере налогового права, иметь опыт решения проблем налогообложения в различных отраслях экономической деятельности.
Полезную информацию по данной теме можно также найти перейдя на страницу