Представим вполне логичную ситуацию. Предприятие производит пряники (код УКТ ВЭД – 1905 20). Для этого оно приобретает необходимое сырье (мука, сахар, яйца, масло сливочное, их коды по УТК ВЭД: 2301, 1701, 0407, 0405).
В этом случае регистрация налоговой накладной (далее – НН), составленная на продажу пряников, может быть остановлена ГФСУ. Причина – несоответствие объемов поставок продукции объемам приобретенных товаров или услуг, согласно УКТ ВЭД. Результат – штраф за несвоевременную регистрацию налоговой накладной.
Потенциально в зоне риска все предприятия, которые приобретают одни товары (по кодам УКТ ВЭД), а продают другие.
Как этого избежать?
Во-первых, ознакомиться с документом под названием «Критерии оценки степени рисков достаточных для остановки регистрации налоговой накладной», утв. Приказом Минфина от 13.06.2017 г. №567. Именно там прописаны критерии блокировки налоговых накладных.
Во-вторых, попытаться повторно зарегистрировать НН. Как это сделать? Читайте дальше.
Для того чтобы НН все же была зарегистрирована в ЕРНН, нужно подать на рассмотрение Комиссии ГФСУ следующую информацию:
Остановимся на первых двух пунктах. А на счёт объяснений поговорим отдельно.
Информация об основных видах деятельности, товарах и услугах подается в виде Таблицы данных, форма – J (F) 1312301 (дальше – Таблица).
Важный момент! В Таблицу вносятся:
Таблица подается в электронном виде. Например, через «Электронный кабинет плательщика»: cabinet.sfs.gov.ua.
Подтверждение о получении Таблицы – первая квитанция о доставке. После обработки и рассмотрения Таблицы Комиссия направляет вторую квитанцию (срок – 5 рабочих дней). В ней и указываются результаты рассмотрения, а именно – учет /не учёт поданной информации.
Большую роль играют объяснения, которые нужно подать Комиссие ГФСУ относительно оставновленной НН. К их составлению стоит подойти внимательно и скрупулёзно – это сбережет Ваши деньги, нервны и время.
От обоснованности объяснений зависит дальнейшая регистрация накладной. Или отказ и необходимость его обжалования.
Чтобы объяснения убедили ГФСУ в целесообразности регистрации НН, они должны отражать реальность процесса производства. В частности, необходимо дать подробную информацию про:
Также к объяснениям прилагаются копии подтверждающих документов.
Плательщик сам определяет, какие документы целесообразно добавить к объяснению. Но он должен учитывать сведения из квитанции об остановке регистрации НН (согласно п.п. «в» п.201.16.1 п.201.16 201 НК Украины).
А также опираться на «Исчерпывающий перечень документов, достаточных для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных», утвержденный приказом Минфина Украины №567 от 13.06.2017 г.
В частности, уместно представить следующие документы:
Не менее важный вопрос, каким именно способом лучше предоставлять объяснения и копии документов в ГФСУ.
В законодательстве есть такие варианты предоставления объяснений и документов:
Затем эти документы налоговая инспекция передаёт в Комиссию ГФСУ. Это происходит в течение следующего рабочего дня после их получения. Но не лишним будет также напрямую подать объяснения и копии всех документов в ГФСУ.
Если остановлена регистрация нескольких НН, материалы нужно подать по каждой накладной отдельно.
К примеру, в Электронном кабинете налогоплательщика формируем Сообщение по форме J 1312601 (о подаче документов, которые подтверждают реальность операций по остановленным НН).
Важный момент! По каждой накладной формируем отдельное Сообщение. Копии документов формируем отдельными приложениями по форме J1360101 в формате PDF, а размер каждого – не более 2 мГб.
Комиссия ГФСУ рассматривает письменные объяснения и копии документов и учитывает заключение налоговой инспекции с предложением о регистрации НН или отказе в ней.
Эти моменты регулирует п.п.201.16.3 п.201.16 201 НК Украины. А также п.16 Порядка работы Комиссии Государственной фискальной службы Украины, утв. приказом Минфина от 13.06.2017р. №566.
Решение про регистрацию или отказ принимается и отсылается плательщику на протяжении 5 рабочих дней (срок идёт от дня получения документов и объяснений).
Важный момент! Решение Комиссии можно обжаловать в административном (жалоба в ГФС Украины) и судебном (иск в административный суд) порядке.
Налоговая накладная или расчет корректировки регистрируются в день, когда:
В пункте 21 Порядка работы Комиссии ГФСУ указано, что в день принятия решения вносится запись в ЕРНН о регистрации накладной или об отказе.
Бывают ситуации, когда плательщик направил объяснения и копии документов. Однако сроки прошли, а ответа нет. В таком случае, нужно истребовать информацию от ГФСУ. Дальнейшие действия зависят уже от полученных сведений.
Также есть случаи, когда электронная система показывает, что НН зарегистрирована. При этом в квитанции к этой же накладной указан номер и дата решения про отказ в регистрации.
Возникает двусмысленная ситуация. Квитанция сообщает об отказе в регистрации, но фактически – накладная в системе уже зарегистрирована.
Как поступить?
По мнению налоговых адвокатов Адвокатской компании «Слинько и партнёры», главное – не пропустить срок на обжалование отказа и не потерять право на регистрацию НН.
Для этого нужно:
После получения обжалуемого решения, нужно подать уточнённую жалобу (или административный иск) и копию этого решения в орган, в котором оно обжалуется.
Если упустите время, Вы лишитесь возможности и обжаловать решение, и зарегистрировать налоговую накладную.
Полезную информацию по данной теме можно также найти перейдя на страницу