• uk
Адвокатская компания
«Слинько и партнёры»

Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением

Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением

Статья 210 Уголовного кодекса Украины – одно из преступлений против бюджетной системы. Правонарушения связанные с бюджетными деньгами принадлежат к разряду коррупционных и привлекают пристальное внимание общественности.

Новая философия государственного управления изменяет спрос с правоохранительных органов – теперь основным показателем является не только количество выявленных фактов, но и реальная ответственность правонарушителей.

Для качественной защиты по ст.210 УК Украины необходимо знать положения бюджетного законодательства, множество подзаконных актов и документов.

Потому, в случае обвинения по статьям связанным с процессом распределения и использования бюджетных денег, важно сразу обратиться к адвокату имеющему высокую квалификацию по защите в уголовных делах экономической сферы.

В этой статье мы раскроем элементы состава преступления, особенности расследования по ст.210 УК Украины и функции адвоката.

Ст.210 УК Украины: какие деяния под неё подпадают?

В части первой расписаны действия, за совершение которых предусмотрена ответственность по этой статье. Традиционно они состоят из нескольких альтернативных форм. А именно:

  • нецелевое использование средств из бюджетов;

  • расходы бюджетов, без назначений или с их превышением;

  • предоставление кредитов из бюджетных средств, без назначений или с их превышением.

У всех трёх форм есть общие признаки, и они крайне важны для квалификации. Ответственность по ст.210 УК Украины наступает, если вышеописанные действия совершаются:

  • должностным лицом – распорядителем бюджета (кто к ним относится – рассмотрим позже);

  • вопреки бюджетному законодательству;

  • относительно бюджетных средств (БС) в большом (ч.1) или особо большом (ч.2) размере.

Стоит рассмотреть, какие средства считаются бюджетными. Так как именно они – предмет преступления по статье 210 УК Украины.

Что такое бюджетные средства?

Примечание к ст.210 УК Украины раскрывает определение бюджетных средств. Так к БС принадлежат лишь те средства, которые включены в государственный и местные бюджеты. Источник формирования значения не имеет.

  Представительство в суде: стоит ли прибегать к услугам адвоката?

Деньги считаются бюджетными исключительно с момента их поступления на счета бюджетов Государственного казначейства, в кассу распорядителя или получателя бюджетных денег.

Это важный момент. Следствие должно безоговорочно установить, являются ли средства бюджетными.

Ведь если предметом преступления окажутся, к примеру, деньги целевых фондов (Пенсионного, как вариант) – действия подозреваемого нельзя квалифицировать по ст.210 УК Украины.

Принципиально важно установить размер, якобы растраченных бюджетных средств. Для наступления уголовной ответственности, он должен быть большим.

Что это значит? Сумма БС, которая фигурирует в материалах дела, должна быть больше необлагаемого минимума доходов граждан в 1000 раз (как минимум). То есть составлять 800 000 и больше грн. Если доказана такая сумма, но она не достигает 2 400 000 грн. – действия могут быть квалифицированы по первой части статьи 210 УК Украины.

По части 2 этой статьи предусмотрен особо большой размер – 3000 и больше необлагаемых минимумов доходов граждан (2 400 000 грн. и более).

Поэтому в таких уголовных производствах должны проводиться экспертные исследования. Только так можно точно определить размер БС и проверить правильность квалификации. При необходимости адвокат оспорит результаты и инициирует повторную экспертизу.

Субъект по ст.210 УК Украины: кого могут обвинить?

Фигурантами дел по 210 статье могут быть исключительно служебные лица, у которых есть полномочия распоряжаться БС. Это должностные лица (чаще – руководители и бухгалтера) распорядителей бюджетными средствами разных уровней.

В ст.22 БК Украины указано, какие именно органы и структуры относятся к распорядителям БС (учреждения обеспечивающие дятельность Верховного Совета, Президента, Кабинета Министров Украины, министерства, академии наук и т. д.).

Задача стороны обвинения – однозначно определить статус подозреваемого. Является ли он должностным лицом распорядителя БС. И мог ли он, используя свои полномочия, реально распоряжаться такими средствами.

  Суд с банком: что делать?

Если выяснится, что распоряжение БС не входит в компетенцию подозреваемого – нет оснований инкриминировать ему ст.210 Уголовного кодекса Украины.

Каковы функции адвоката по ст.210 УК Украины?

Расследование таких дел проводится с использованием многообразия следственных действий. Это обыски, временный доступ к вещам и документам, экспертизы, а также большое количество допросов лиц занимающих должности различного уровня.

Каждое доказательство имеет значение. Поэтому защитник должен проконтролировать, чтобы все эти действия происходили законно, без нарушений прав подзащитного. Только адвокат может детально проанализировать:

  • были ли основания для следственных действий согласно УПК Украины;

  • правильно ли оформлены решения на проведение следственных действий, а также их результаты;

  • есть ли возможность и основания обжаловать решение о проведении и результаты следственных действий (если да, то он сделает это своевременно и грамотно).

Кроме того, опытный адвокат подготовит своего подзащитного к допросам (подскажет, как отвечать следователю, чтобы не оговорить себя). А также вовремя проконсультирует, составит нужные для защиты документы и разработает стратегию для суда.

  • Компания «Слинько и партнёры» – компания полного юридического сервиса для сферы бизнеса и должностных лиц.
  • Наша Компания объединяет специалистов с опытом более 25 лет, включая опыт работы в правоохранительных и контролирующих органах. Мы всегда достоверно прогнозируем действия правоохранительных и контролирующих органов, что позволяет минимизировать риски и найти наиболее эффективные пути защиты интересов клиента.
  • Мы гарантируем высокое качество предоставляемых услуг.
  • Мы обеспечиваем обратную связь сразу после Вашего обращения и в кратчайшие сроки рекомендуем стратегию по Вашему делу или вопросу.
  • У нас справедливые цены, которые соответствуют качеству предоставляемых услуг.